Пример статического расчета поперечной рамы

2.3.1. Исходные данные

Здание отапливаемое, двухпролетное с пролетами L1 = 18 м и L2 = 24 м. Шаг колонн крайних рядов А и В — 6 м, среднего ряда Б = 12 м, длина температурного блока 72 м. Отметка низа стропильной конструкции 12 м; отметка верха стакана фундамента -0,15 м. Мостовые краны в пролете L1 грузоподъемностыо Q = 32 / 5 т, в пролете L2 — грузоподъемностью Q = 20 / 5 т (по два крана в каждом пролете). Подкрановые балки сборные железобетонные bыcotoй 1м по крайним рядам и 1,4 м по среднему ряду. Наружные стены из керамзитожелезобетонных однослойных панелей длиной 6 м; остекление ленточное. Снеговая нагрузка для III-го географического района, ветровая — для II-го района, местность открытая. Кровля рулонная, плотность утеплителя 400 кг/м3, толщина 150 мм.

Температурно-влажностный режим помещений нормальный. По степени ответственности здание относится к классу II.

2.3.2. Компоновка поперечной рамы

В качестве основных несущих конструкций покрытия принимаем сегментные раскосные фермы пролетами L1 = 18 м и L2= 24 м; подстропильные фермы пролетом 12 м. Плиты покрытия железобетонные предвари­тельно напряженные ребристые 3×6 м. Колонны крайних рядов сплошные, среднего ряда — двухветвевые. Привязка координационных осей крайних рядов "нулевая", привязка осей крановых путей λ = 750 мм (рис. 2.4).

Длину надкрановой Н1 и подкрановой Н2 частей колонн определим исходя из:

— отметки низа стропильной конструкции, равной 12 м;

— габаритных размеров крана по высоте Нcr = 2750 мм (для кран грузоподъемностью Q=32 т);

— зазора между нижним поясом фермы и краном а1 = 100 мм;

— высоты кранового рельса КР-70 с прокладками hr, = 150 мм;

— высоты подкрановой балки hcb;

— отметки обреза фундамента а2 = 0,15 м.
Тогда для колонн рядов А и В длина надкрановой части составит

H1 = 2750 + 100 + 150 + 1000 = 4000 мм, а длина подкрановой части Н2 = 12000 — 4000 + 150 = 8150 мм; общая длина колонны H = H1 + Н2 = 4000 + 8150 = 12150 мм. Отметка головки подкранового рельса по (1.1) Нr = Н2 — а2 + hbc + hr = 8,15 — 0,15 + 1,0 + 0,15 = 9,15 м. При определении длины колонны по ряду Б учтем, что для расчета поперечной рамы длина колонны принимается от обреза фундамента до ни­за стропильной конструкции независимо от наличия подстропильной кон­струкции. Тогда при высоте подкрановой балки ряда hbc = 1400 мм длина надкрановой и подкрановой частей колонны составит

H1 = 2750 + 100 + 150 + 1400 = 4400 мм,

H2= 12000 — 4400 +150 = 7750 мм;

общая длина колонны Н = 4400 + 7750 =12150 мм.

Высота поперечного сечения надкрановой части колонн крайних ря­дов А и В при "нулевой" привязке по формуле (1.4) h1 = λB1 — 70 = 750 — 300 — 70 = 380 мм,

где B1 = 300 мм — расстояние от оси кранового рельса до края моста крана (прил. VII).

clip_image002

Рис. 2.4. Поперечный разрез и фрагмент плана

Высота поперечного сечения подкрановой части этих же колонн из условия обеспечения требуемой прочности и жесткости

h2 1/14H2= 8150 / 14 = 582 мм, принимаем h2 = 600 мм.

Ширина поперечного сечения крайних колонн из условия обеспече­ния достаточной жесткости должна быть не менее 1/25H, т.е. b 12150/25 = 486 мм, принимаем b = 500 мм.

Для двухветвевой колонны среднего ряда размеры сечения надкрановой части из условия надежного опирания подстропильных конструкций принимаем равными h1 = 600 мм и b = 500 мм. Высоту сечения подкрановой части можно назначить так, чтобы ось ветви совпадала с осью подкрановой балки. Тогда при высоте поперечного сечения ветви hbr = 250 мм получим

h2 = 2λ + hbr = 2 — 750 + 250 = 1750 мм.

Однако при кранах грузоподъемностью Q 30 т и отметке головки кранового рельса до 10…12 м допускается смещение оси подкрановой бал­ки с оси ветви в целях уменьшения общей высоты сечения колонны; под­крановые балки в этом случае размещаются на консольных уширениях. Принимаем высоту подкрановой части h2 = 1200 мм; ширина колонны b ос­тается равной 500 мм. Высоту сечения распорок назначаем равной 400 мм, расстояние между осями распорок принимаем в пределах 2300…2400 мм.

Стеновые панели навесные, остекление ленточное. Для упрощения расчета рамы условно принято, что нагрузка от верхних рядов стеновых па­нелей (расположенных в надкрановой части колонны) и остекления переда­ется на колонну в уровне подкрановых консолей, т.е. на отм. 8,0 м. Ниже отметки 8,0 м панели и остекление также навесные, но нагрузка от них че­рез фундаментные балки передается непосредственно на фундаменты (рис. 2.5, в) и не оказывает влияния на колонны.

clip_image004

Рис. 2.5. Узлы рамы и разрез стены

В связи с тем, что шаг колонн крайних и среднего рядов различен, в расчетную схему включена условная рама-блок (рис.2.4). В раму-блок вхо­дят по две колонны крайних рядов и одна колонна среднего ряда. Таким образом, учтено, что по крайним рядам блока работает одна колонна по оси блока и две половины, расположенные по границам блока. Поэтому при сборе нагрузок, определении моментов инерции сечений колонн, а также и непосредственно при статическом расчете условной рамы-блока по край­ним рядам учитываем по две колонны, но при подборе продольной арматуры для колонн этих рядов расчетные усилия М и N уменьшаются вдвое.

2.3.3. Определение нагрузок на раму-блок

♦ Постоянные нагрузки. Распределенные по поверхности нагрузки от веса покрытия приведены в табл. 2.4. Все расчетные нагрузки определе­ны с коэффициентом надежности по назначению здания γп = 0,95.

Нагрузки от покрытия собираем с грузовых площадей, равных: 9 x 12 м Для колонны по ряду А, (18+24) / 2 x 12 = 21 х 12 м для средней, и 12 х 12 м – для крайней по ряду В. Нагрузки от массы подкрановых балок, крановых путей, стеновых панелей, от ветра собираем с полосы 12 м, равной по ширине раме-блоку.

Таблица 2.4.

Постоянные нагрузки на покрытие

Элементы покрытия

Нагрузка, Па

норма­тивная

расчетная

γf

при γf= 1

при γf > 1

Водоизоляционный ковер (три слоя рубероида на мастике)

Асфальтовая стяжка (γ =18кН/м3; t=20 мм)

Минераловатный плитный утепли­тель (γ =4 кН/м3; t=150 мм)

Пароизоляция — два слоя пергамина на мастике

Плита покрытия ребристая 3×6 м с учетом заливки швов

90

360

600

48

1580

86

342

570

46

1500

111

445

741

60

1650

1,3

1,3

1,3

1,3

1.1

Итого

2678

2544

3007

Места приложения сосредоточенных сил устанавливаем по
конструктивным решениям узлов (рис. 2.5, а, б).
Массы основных несущих конструкций по табл. 2.3:
сегментная ферма L = 18 м : масса 6,0 т, вес 58,9 кН;
сегментная ферма L = 24 м : масса 9,2 т, вес 90,3 кН;
подстропильная ферма L = 12 м : масса 11,3 т, вес 110,8 кН;
подкрановая балка L = 6 м : масса 4,4 т, вес 43,2 кН;

подкрановая балка L= 12 м: масса 11,7 т, вес 114,8 кН.

Расчетные нагрузки при γf > 1 па стойки рамы-блока и эксцентрис тсты их приложения:

1. На две колонны по ряду А:

— от веса покрытия и ферм L1 = 18 м

G1 = 3 · 9 · 12 + 58,9 · 1,1 · 0,95 = 385,6 кН;

эксцентриситет нагрузки G1 относительно геометрической оси надкрановой части колонны

e1 = h1 / 2 — 175 = 380 / 2 — 175 = 15 мм;

— от веса надкрановой части двух колонн

G2 = 0,5 · 0,38 · 4 · 2,5 — 9,81 · 1,1 · 0,95 · 2 = 39кН;

эксцентриситет нагрузки G2 относительно геометрической оси подкрановой части колонны:

е2 = (h2h1) / 2 = (600 — 380) / 2 = 110 мм;

— от веса подкрановой части двух колонн

G3 = 0,5 · 0,6 · 8,15 · 2,5 · 9,81 · 1,1 · 0.95 · 2 = 125,3 кН;

— от стеновых панелей толщиной 300мм (g1 = 2,5 кН/м2) и заполнения оконных проемов (g2 = 0,5 кН/м2) от отметки 8,0 до 13,8 м

G4 = (2,5 · 1,2 + 0,5 · 2,4 + 2,5 · 2,2) · 12 · 1,1 · 0,95 = 121,64 кН;

эксцентриситет нагрузки G4 относительно геометрической оси подкрановой части колонны

ew = (tw + h2) / 2 = (300 + 600) / 2 = 450 мм;

— от веса подкрановых балок и кранового пути

G5=(2 · 43,2 + 1,5 · 12) · 1,1 · 0,95 = 109,1 кH;

эксцентриситет нагрузки G5 относительно оси подкрановой части колонны

e3 = λ — h2 / 2 = 750 – 600 / 2 = 450мм.

2. На колонну по ряду Б:

— от веса покрытия и стропильных ферм

G6= 3 · 21 · 12 + (58,9 + 90,3) · 1,1 · 0,95 = 912 кН;

— от веса подстропильной фермы

G7 = 110,8 · 1,1 · 0,95 = 115,8 кН;

— от веса надкрановой части (без учёта опорного участка подстропильных
ферм h1 = 700 мм)

G8 = 0,5 · 0,6 · (4,4-0,7) · 2,5 · 9,81 · 1,1 · 0,95 = 28,4 кН;

— от веса подкрановой части при числе отверстии n = 4

G9 = [0,5 · 0,25 · 7,75 · 2 + (1,0 + 3 · 0,4) · 0,5 · (1,2 — 2 · 0.25)] · 2,5 · 9,81 · 1,1 · 0,95 = 69,4 кH;

— от веса двух подкрановых балок и крановых путей

G10 = (2 · 114,8 +1,5 · 12) · 1,1 · 0,95 = 258,7 кН;

эксцентриситет приложения нагрузки от подкрановой балки е4 = λ = 750 мм.

3. На две колонны по ряду В:

— от веса покрытия и стропильных ферм L = 24 м

G1‘= 3 · 12 · 12 + 90,3 · 1,1 · 0,95 = 526,4 кН;

эксцентриситет приложения нагрузки G1‘ — е1‘ = е1 = 15мм;

— от веса надкрановой части колонн

G2‘ = G2 = 39 кH;

эксцентриситет приложения нагрузки G2‘ — е2‘= е2 = 110 мм;

— от веса подкрановой части колонн

G3‘ = G3 = 125,3 кН;

— от веса стеновых панелей и остекления

G4‘ = G4= 121,64 кН;

эксцентриситет приложения нагрузки G4‘ – еw‘ = еw = 450 мм;

— отвеса подкрановых балок и крановых путей

G5‘ = G5= 109,1 кН;

эксцентриситет приложения нагрузки G5‘ = е3‘ = e3 = 450 мм.

Снеговая нагрузка. При расчете поперечной рамы принимаем снеговую нагрузку равномерно распределенной во всех пролетах здания (коэффициент µ = 1 по п. 5.4 [2]). Нормативное значение веса снегового покрова на 1 м2 горизонтальной проекции покрытия для III-го района табл. 4 [2] S0 = 1 кПа, тогда нормативная нагрузка на 1м2 горизонтальной проекции покрытия

S = S0 · µ = 1 · 1 = 1 кПа;

коэффициент надежности по снеговой нагрузке γf = 1,4.

Расчетные (при γf > 1) снеговые нагрузки на колонны рамы-блока:

по ряду А — S1 = 1 · 9 · 12 · 1,4 · 0,95 = 143,6 кН;

по ряду Б — S2 = 1 · 12 · 21 · 1,4 · 0,95 = 335,2 кН;

по ряду В — S3= 1 · 12 · 12 · 1,4 · 0,95 = 191,5 кН.

Эксцентриситеты приложения продольных сил от снеговых нагрузок точно те же, что и для продольных сил от веса покрытия.

Длительно действующую часть снеговой нагрузки отдельно не выделяем ввиду ее незначительной величины.

Крановые нагрузки. В соответствии со стандартами на мостовые электрические краны принимаем нагрузки и габариты:

Q = 32/5 Q = 20/5

максимальное нормативное

давление колеса Рп, мах, кН 280 220

общая масса крана Gкр, т 42,5 36

масса тележки GT, т 12 8,5

ширина крана Вк, м 6,3 6,3

база крана Ак, м 5,0 4,4

минимальное давление колеса

clip_image006, кН 85,4 57,4

Нормативная тормозная сила от поперечного торможения тележки крана, приходящаяся на одно колесо, по формуле (2.15):

для крана Q = 32 т Тп = 0,025 · (32 + 12) · 9,81 = 10,8 кН;

для крана Q = 20 т Тn = 0,025 · (20 + 8,5) · 9,81 = 7 кН.

Расчетное максимальное вертикальное давление кранов на колоний определяем по линиям влияния опорных реакций подкрановых балок. Рама-блок включает две колонны крайнего ряда — одну по центру блока и две ко­лонны по границам блока, которые работают и на соседние блоки. Общая линия влияния состоит из трех, показанных пунктиром (рис. 2.6); при суммировании ординат получим обычную линию влияния для шага колонн 12м.

Сумма ординат линий влияния:

— для крана Q = 32 / 5; ∑у = 1 + 0,583 + 0,892 + 0,475 = 2,95;

— для крана Q = 20 / 5; ∑y = 1 + 0,633 + 0,842 + 0,475 = 2,95.

Расчетное максимальное и минимальное давление от двух сближен­ие кранов в пролете АБ по формуле (2.13)

Dmax,l = ψ · Pn,max · ∑y · γf · γn = 0,85 · 280 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 733,7 кН;

Dmin,l = 733,7 · (85,4 / 280) = 223,8 кН.

Расчетная тормозная сила от двух кранов в пролете АБ:

Тl = ψ · Th · ∑y · γf · γn = 0,85 · 10,8 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 28,3 кН.

Расчетное максимальное и минимальное вертикальное давление от двух сближенных кранов в пролете БВ:

Dmax, r = 0,85 · 220 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 576,5 кН;

Dmin, r = 576,5 · (54,7 / 220) = 143,3 кН.

Расчетная тормозная сила от двух кранов в пролете БВ:

Тr = 0,85 · 7 · 2,95 · 1,1 · 0,95 = 18,3 кН.

clip_image008

Рис. 2.6. Линии влияния опорных реакций подкрановых балок: а — для колонны по оси А, кран Q = 32/5; б — для колонны по оси Б, кран Q = 20/5

Расчетное максимальное давление Dmax от 4-х кранов у средней колонны определяется точно так же, но с коэффициентом сочетаний ψ = 0,7.

Вертикальные нагрузки Dmax и Dmin от кранов приложены с теми же эксцентриситетами, что и постоянная нагрузка от подкрановых балок; горизонтальные тормозные силы Т приложены в уровне верха подкрановых балок, т.е. на отм. 9,15 м.

♦ Ветровая нагрузка. Для II-го района скоростной напор ветра w0 = 0,3 кПа [2, табл. 5]; коэффициент надежности по нагрузке γf = 1,4. Коэффициент k, учитывающий изменение ветрового давления по высоте здания, по формуле (2.8):

на отм. 12,000 k1 = 1 + (1,25 — 1) · (12,0 — 10,0) / 10 = 1,05;

на отм. 13,800 k2 = 1 + (1,25 — 1) · (13,8 — 10,0) / 10 = 1,095.

Скоростной напор ветра:

на отм. 5,000 w1 = 0,75 · w0 = 0,75 · 0,3 = 0,225 кПа; (k = 0,75);

на отм. 10,000 w2 = 1,0 · w0 = 1,0 · 0,3 = 0,3 кПа; (k = 1,0);

на отм. 12,000 w3 = k1 · w0 = 1,05 · 0,3 = 0,315 кПа;

на отм. 13,800 w4 = k2 · w0 = 1,095 · 0,3 = 0,329 кПа.

Переменный по высоте колонны скоростной напор заменяем по формуле (2.9) равномерно распределенным, эквивалентным по моменту заделке колонны:

clip_image010 кПа

Аэродинамические коэффициенты для вертикальных стен:

с = 0,8 — с наветренной стороны;

с = -0,6 — с заветренной.

Расчетная погонная нагрузка от ветра на две колонны крайнего ряда рамы-блока до отметки 12,0 м:

с наветренной стороны

wa = c · weq · B · γf · γn = 0,8 · 0,27 · 12 · l,4 · 0,95 = 3,45 кН/м;

с заветренной стороны

wp = 0,6 · 0,27 · 12 · 1,4 · 0,95 = 2,59 кН/м.

Нагрузку от ветрового давления на надколонную часть здания (шатер покрытия) выше отметки 12,0 приводим к сосредоточенной силе по формуле (2.11)

clip_image012 кН.

Сосредоточенная сила W условно считается приложенной на уровне верха колонны.

На рис. 2.7 приведена расчетная схема поперечной рамы с указанием нагрузок, мест их приложения и эксцентриситетов.

clip_image014

Рис. 2.7. Расчетная схема поперечной рамы

2.3.4. Статический расчет рамы-блока

Вычисление геометрических характеристик сечений колонн. Моменты инерции сечений двух колонн ряда А или В:

— надкрановой части clip_image016мм4

подкрановой части clip_image018мм4

Коэффициенты для вычисления реакций по формулам прил. VIII:

α = а / l = H1 / H = 4,0 / 12,15 = 0,329;

clip_image020;

k1= 0 — для сплошной колонны.

Моменты инерции сечений двухветвевой колонны ряда Б:

— надкрановой части clip_image022мм4;

— подкрановой части clip_image024мм4;

где с = h2hbr = 1200 – 250 = 950 мм – расстояние между осями ветвей.

Коэффициенты для вычисления реакций по формулам прил. VIII:

α = 4,4 / 12,15 = 0,362;

k = 0,3623 · (56,4 / 9 – 1) = 0,25;

clip_image026

где clip_image028мм4 — момент инерции сечения ветви колонны;

n = 4 — число панелей (отверстий) в подкрановой части двухветвевой колонны.

♦ Определение реакций верха колонн рамы-блока от единичного смещения. Верхним концам колонны придаем горизонтальное смещение ∆ = 1 и определяем реакции В в основной системе от этого смешения:

— для двух колонн крайнего ряда А или В

clip_image030;

— для средней колонны

clip_image032.

Суммарная реакция верха колонн

r11 = (2 · 27,2+66,15) · 10-3 · Eb = 120,60 · 10-3 · Eb.

♦ Загружение рамы-блока постоянной нагрузкой. Определяем ре­акции колонн в основной системе (т.е. с несмещаемыми верхними концами) по формулам прил. VIII.

1. Реакция двух колонн ряда А

clip_image034 кН

где М1 = G1 · e1 = 385,6 · 0,015 = 5,8 кНм;

М2 = — G1 · e2G2 · e2G4 · ew + G5 · e3 = -385,6 · 0,11-39 · 0,11- 121,64 · 0,45 + 109,1 · 0,45 = -52,35 кНм – моменты в сечениях I-I и III-III от внецентренного приложения постоянной нагрузки.

Согласно принятому правилу знаков, положительная реакция на­правлена вправо.

2. При определении реакции верха средней колонны необходимо учесть момент от разности опорных давлений G1 и G1‘ стропильных ферм L1 = 18 м и L2 = 24 м. В раму-блок входят по две стропильных фермы в каждом пролете, при этом по среднему ряду одна из них опирается на под­стропильную ферму, а другая — на колонну. Тогда опорная реакция G1 / 2 (G1‘ /2) фермы, опирающейся на подстропильную конструкцию, передается через неё по оси колонны ряда Б. Опорная реакция G1/2 (G1‘/2) фермы, опирающейся на колонну, приложена с эксцентриситетом еf = 0,15 м (на рис. 2.5 расстояние от оси колонны ряда Б до анкерных болтов, к которым крепят стропильную ферму). Изгибающий момент в сечении I-I от разности опорных реакций ферм

М1 = 0,5 · (G1‘ – G1) · еf = 0,5 · (526,4 — 385,6) · 0,15 = 10,6 кНм.

Нагрузка от веса подкрановой части средней колонны приложена по колонны (е2 = 0), от веса подкрановых балок — симметрично, следовательно, изгибающие моменты от этих нагрузок не возникают; нагрузка от стенового ограждения отсутствует. В этой связи узловой момент М2 =0, тогда реакция верха средней колонны в основной системе

clip_image036 кН.

3. Реакция верха двух колонн по ряду В

clip_image038 кН,

где M1 = — G1‘ · e1‘ = -526,4 · 0,015 = -7,9 кНм;

М2 = G1‘ · e2‘ + G2‘ · e2‘ + G4‘ · ewG5‘ · e3‘ = 526,4 · 0,11 + 39 · 0,11 + 121,64 · 0,45 — — 109,1 · 0,45 = 67,84 кНм.

4. Суммарная реакция верха колонн и основной системе
R1g = B1g + Bmg +Brg =4,38-1,55-5,59 = -2,76 кН.

5. Перемещение верха колонн в заданной системе

clip_image040

6. Упругие реакции верха колонн в заданной системе:

— двух колонн ряда А

clip_image042;

— колонны ряда Б

clip_image044;

— двух колонн ряда В

clip_image046.

7. Усилия в сечениях колонн

— в двух колоннах ряда А

МII = МI = 5,8 кНм; МIIII = МI + Be, l · HI = 5,8 + 5,0 · 4,0 = 25,8 кНм;

МIII III = МII — II + М2 = 25,8 — 52,35 = -26,55 кНм;

MIV — IV = MI + M2 + Be, l · H= 5,8 — 52,35 + 5,0 · 12,15 = 14,2 кНм;

Q = —Ве, l = — 5,0 кН. Проверка: ( -26,55 — 14,2) / 8,15 = — 5,0кН.

NIIII = G1 + С2 = 385,6 + 39 = 424,6 кН;

NIII-III = NII-II + G4 + G5 = 424,6 + 124,64 + 109,1 = 655,34 кН;

NIV — IV = NIII-III + G3 = 655,34 + 125,3 = 780,6 kН;

— в колонне по ряду Б

МII = МIIII = МIII III = MIV — IV = МI = 10,6кНм; Q = 0;

NII-II = G6 + G7 + G8 = 912 + 115,8 + 28,4 = 1056 кН;

NIIIIII = NIIII + G10 = 1056 + 258,7= 1314,7кН ≈ 1315 кН;

NIVIV = NIIIIII + G9 = 1314,7 + 68,5 ≈ 1383 kН.

♦ Загружение снеговой нагрузкой. Последовательность расчета ничем не отличается от вышеприведенной.

1. Реакция верха двух колонн ряда А в основной системе

clip_image048

где М1= S1 · e1 = 143,6 · 0,015 = 2,15 кНм;

М2= — S1 · e2 = — 143,6 · 0,11 = -15,8 кНм;

2. Реакция верха колонны ряда Б (с учетом разности опорных реакций стропильных ферм)

clip_image050

где М1 = 0,5 · (S3S1) · ef = 0,5 · (191,5 — 143,6) · 0,15 = 3,6кНм; М2 = 0.

3. Реакция верха двух колонн ряда В

clip_image052

где М1= —S3 · e1 = — 191,5 · 0,015 = — 2,9 кНм;

М2= S3 · e2 = 191,5 · 0,11 = 21 кНм;

4. Суммарная реакция в основной системе

R1s = 1,26 — 0,53 — 1,7 ≈ — 1,0 кН;

5. Перемещение верха колонн в заданной системе
clip_image054

6. Упругие реакции верха колонн в заданной системе:

— двух колонн ряда А

clip_image056

— колонны ряда Б

clip_image058

— двух колонн ряда В

clip_image060

7. Усилия в сечениях колонны:

— в двух колоннах ряда А

МII = М1 = 2,15 кНм; MIIII = M1 + Вe, l · H1 = 2,15 + 1,49 · 4,0 = 8,11 кНм;

МIIIIII = MIIII + М2 = 8,11 — 15,8 = -7,7 кНм; MIVIV =M1+M2 + Вe, l · H = 2,15 — 15,8 + 1,49 · 12,15 = 4,45 кНм;

Q = -1,49 кН. Проверка: (-7,7 — 4,45) / 8,15 = -1,49; NIIII = NIIIIII = NIVIV = S1= 143,6 кН;

— в колонне ряда Б

МIIMIIII = MIIIIII = MIVIV = 3,6 кНм; NIIII = NIIIIII = NIVIV = S2 = 135,2 кН;

♦ Загружение крановой нагрузкой. Последовательно рассмотрим загружение крановой нагрузкой пролетов АБ и БВ при различном положении тележки с грузом в пролете.

Кран в пролете АБ

1. Давление Dmax,l на крайней колонне

Вертикальное давление Dmax, l = 733,7 кН приложено с эксцентриситетом е3 = 0,45 м, создавая момент Мmax = M2 = 733,7 · 0,45 = 330,2 кНм. Одновременно на средней колонне действует давление Dmin, l = 223,8 кН с эксцентриситетом e2 =λ = 0,75 м, создавая момент Mmin = M2 = -223,8 · 0,75 ≈ -168 кНм.

Реакция верха левой стойки рамы-блока в основной системе

clip_image062

то же средней стойки

clip_image064

Суммарная реакция в основной системе

clip_image066

Перемещение верха колонн в заданной системе

clip_image068

где сdim = 3,4 при шаге колонн 12 м (ширине рамы-блока 12 м).

Упругие реакции верха колонн в заданной системе:

— двух колонн ряда А

clip_image070

— двух колонн ряда Б

clip_image072

— двух колонн ряда В

clip_image074

Усилия в сечениях колонн:

— в двух колоннах ряда А

МII = 0; MIIII = Вe, l · H1 = — 31,6 · 4,0 = — 126,4 кНм; МIIIIII = MIIII + М2 = — 126,4 + 330,2 ≈ 204 кНм;

MIVIV =M2 + Вe, l · H = 330,2 + 31,6 · 12,15 = -53,7 кНм; Q = 31,6 кН. Проверка: (204 + 53,7) / 8,15 = 31,6 кН.

NII-II = 0; NIII-III = NIV-IV = Dl, max = 733,7 кН;

— в колонне по ряду Б

МI-I =0; MII-II = Вe, m · H1 = 16 · 4,4 = 70,4 кНм; MIII-III = 70,4 — 168 = — 97,6 кНм;

MIV-IV = — 168+ 16 · 12,15 = 26,4кНм; 3,6 кНм; NII-II = NIII-III = NIV-IV = S2 = 135,2 кН;

Q = -16 кН. Проверка: ( — 97,6 — 26,4) / 7,75 = — 16. NII-II = 0; NIII-III = NIV-IV = = Dmin, l = 223,8 кН.

2. Горизонтальная тормозная сила T1 у ряда А

Реакция верха двух колонн ряда А в основной системе
clip_image076

реакции clip_image078 суммарная реакция clip_image080

перемещение clip_image082

Упругие реакции в заданной системе:

— двух колонн ряда А

clip_image084

— колонны ряда Б

clip_image086

— двух колонн ряда В

clip_image088

Усилия в сечениях:

— в двух колоннах ряда А

MIIII = МIIIIII = Вe, l · H1Tl · hbc = ± 16 · 4,0 – 28,3 · 1,0 = ± 35,7 кНм; MIVIV = = Вe, l · HTl · (H2 + hbc) = ± 16 · 12,15 — 28,3 · (8,15 + 1,0) = — 64,5 кНм; Q = ± 16 — — 28,3 = ± 12,3 кН. Проверка: ( ± 35,7 ± 64,5) / 8,15 = ± 12,3 кН.

NIIII = NIIIIII = NIVIV = 0;

— в колонне по ряду Б

MIIII = МIIIIII = Вe, m · H1 = -2,8 · 4,4 = — 12,3 кНм; MIVIV = -2,8 · 12,15 = — 34 кНм; Q = ± 2,8 кН.

3. Давление Dmax, l на средней колонне

Момент в узле средней колонны от вертикального давления кран Мmах = М2 = Dmax, 1 · e4 = — 733,7 · 0,75 = — 550 кНм. Одновременно на крайней стойке действует давление Dmin, l = 223,8 кН, создавая в узле стойки момент Mmin =М2 = = 223,8 · 0,45 ≈ 101 кНм.

Реакция верха двух колонн ряда А в основной системе

clip_image090;

то же средней колонны

clip_image092

Суммарная реакция в основной системе R1cr = — 10 + 41,4 = 31,4 кН.

Перемещение верха колонн в заданной системе

clip_image094.

Упругие реакции верха колонны:

— по ряду А: clip_image096

— по ряду Б: clip_image098

— по ряду В: clip_image100

Усилия в сечениях:

— в двух колоннах ряда А

MIIII = — 12 · 4,0 = — 48 кНм; МIIIIII = — 48 + 101 = 53 кНм; MIVIV = — 12 · 12,15 + 101 = — 45 кНм; Q = 12 кН.

(53 + 45) / 8,15 = 12 кН.

NII-II = 0; NIII-III = NIV-IV = Dmin, l = 223,8 кН;

— колонны по ряду Б

MIIII = 36,3 · 4,4 = 159,7 ≈ 160 кНм; МIIIIII = 160 — 550 = -390 кНм; MIVIV = 36,3 · 12,15 — 550 ≈ — 109 кНм;

Q = -36,3 кН; Проверка ( — 390 + 109) / 7,75 = -36,3 кН.

NIIII = 0; NIIIIII = NIVIV = Dmax, 1 = 733,7 кН;

2.Горизонтальная тормозная сила Tl у ряда Б

Реакция верха средней колонны в основной системе

clip_image102

реакции BlT = BrT = 0; суммарная реакция RlT = BmT = ± 16 кН.

Перемещение clip_image104.

Упругие реакции верха колонн в заданной системе:

clip_image106

clip_image108

Усилия в сечениях:

— двух колонн ряда А

MIIII = МIIIIII = — 1,0 · 4,0 = — 4 кНм; MIVIV = — 1 · 12,15 = — 12,2 кНм; Q = ± 1,0 кН.

NII-II = NIII-III = NIV-IV = 0;

— колонны ряда Б

MIIII = МIIIIII = ±13,4 — 28,3 ·1,4 = ± 19,4 кНм; MIVIV = ± 13,4 · 12,15 — 28,3 · (7,75 + 1,4) ≈ ± 96 кНм;

Q = — (±13,4 — 28,3) = ± 15 кН; NIIII = NIIIIII = NIVIV = 0.

Кран в пролете БВ

Усилия в сечениях колонн при загружении крановой нагрузкой про­лета БВ определяются аналогично.

Загружение средней колонны от 4-х кранов

Данное загружение предусмотрено для получения максимальной продольной силы в средней колонне, когда на нее действуют Dmax слева и справа от двух крапов в каждом пролете.

Последовательность расчета не меняется, но вертикальное давление
кранов принимаем с коэффициентом сочетаний ψ = 0,7.
Dmax, 1 = (0,7 / 0,85) · 733,7 = 604,2 кН;
Dmin, l = (0,7 / 0,85) · 223,8 = 184,3 кН;
Dmax, r = (0,7 / 0,85) · 576,5 = 474,76 кН;
Dmin, r = (0,7 / 0,85) · 143,3 = 118 кН.
Узловой момент, создаваемый разностью вертикальных давлений

М2 = — 604,2 · 0,75 + 474,76 · 0,75 = — 97,08 кНм.

Одновременно на крайней левой колонне действует узловой момент М2 = Dmin, l · e3 = 184,3 · 0,45 = 83 кНм, а на правой крайней — момент М2 = Dmin, r · e3 = -118 · 0,45 = — 53 кНм.

Реакция верха колонн рамы-блока в основной системе:

— по ряду А

clip_image110;

— по ряду Б

clip_image112;

— по ряду В

clip_image114.

Суммарная реакция в основной системе Rlcr = -8,3 + 7,3 + 5,3 = 4,3 кН.

Перемещение верха колонн к заданной системе

clip_image116

Упругие реакции верха колонн в заданной системе:

clip_image118

clip_image120

clip_image122

Усилия в сечениях колонн рамы-блока:

— по ряду А

MIIII = — 8,6 · 4,0 = — 34,4 кНм; МIIIIII = — 34,4 + 83 = 48,6 кНм;

MIVIV = — 8,6 · 12,15 + 83 = — 21,5 кНм; Q = 8,6 кН; проверка: (48,6 + 21,5) /8,15 = = 8,6 кН.

NII = 0; NIIII = NIIIIII = Dmin, l = 184,3 кН;

— по ряду Б

MIIII = 6,4 · 4,4 = 29,0 кНм; МIIIIII = 29,0 – 97,8 = -68 кНм;

MIVIV = 6,6 · 12,15 – 97,08 = — 17 кНм; Q = -6,6 кН; проверка ( — 68 + 17) / 7,75 = = — 6,6 кН.

NII = 0; NIIII = NIIIIII = Dmax, 1 + Dmax, r = 604,2 + 474,76 = 1079 кН;

♦ Загружение ветровой нагрузкой. 1 .Давление ветра слева направо. Реакции верха колонн рамы-блока в основной системе:

— по pяду А

clip_image124;

— по ряду Б clip_image126;

— по ряду В clip_image128 (0,6 / 0,8) clip_image130= -(0,6 / 0,8) · 14,7 = -11 кН.

Суммарная реакция верха колонн в основной системе (с учетом реакции от

сосредоточенной силы Rw = W = -12,94 кН)

clip_image130[1]= — 14,7 + 0 — 11- 12,94 = — 38,64 кН;

перемещение верха колонн рамы-блока в заданной системе

clip_image133

Упругие реакции верха колонн рамы-блока в заданной системе:

— по ряду А: clip_image135

— по ряду Б: clip_image137

— по ряду В: clip_image139

Усилия в сечениях колонн рамы-блока:

— по ряду А:

MIIII = МIIIIII = — 6 · 4,0 + (3,45 · 42) / 2 = 3,6 кНм;

MIVIV = — 6 · 12,15 + (3,45 · 12,152)/2 =182 кНм; Q = — ( — 6 + 3,45 · 12,15) = -36 кН.

N = 0;

— по ряду Б

MIIII = МIIIIII = 21,2 · 4,4 = 93,3 кНм; MIVIV = 21,2 · 12,15 = 258 кНм;

Q = — 21,2 кН; N = 0.

2. Давление ветра справа налево. При изменении направления ветра усилия в стойках рамы-блока будут обратно симметричны.

2.3.5. Составление расчетных сочетаний усилий

Таблицы расчетных усилий М, N, Q в сечениях колонн рядов А и Б составляем по результатам статического расчета рамы-блока. Рассматриваем три сечения по длине колонн: II-II — на уровне верха консоли; III-III – на уровне низа консоли; IV-IV — на уровне обреза фундамента. В таблицы не включены усилия в сечении I-I, поскольку они заведомо меньше усилий в сечении II-II. По той же причине не рассмотрены усилия от длительных временных нагрузок.

Для каждого сечения определяем три комбинации расчетных ycилий: Мтах, N, Q; Mmin, N, Q; Nmax, M, Q. При загружении средней колонны четырьмя кранами усилия от поперечного торможения кранов принимаются только от двух кранов, расположенных в одном пролете или створе.

В табл. 2.6 — 2.7 выделены варианты основного сочетания усилий с учетом влияния длительности действия нагрузок на прочность бетона — сначала сочетания, включающие нагрузки непродолжительного действия (крановые и ветровые ), затем сочетания без крановых и ветровых нагрузок

В сечении IV-IV в сочетания включены поперечные силы, необходимые при расчете фундамента. С той же целью в этом сечении расчетные значения всех усилий даны при коэффициентах надежности по нагрузке как γf > 1, так и γf = 1.

clip_image141

clip_image143

clip_image145

А. И. Заикин “ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ОДНОЭТАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ”

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree