Хотел бы опубликовать тут часть статьи из книги «Деформационные швы в конструкциях и наземных зданиях.» Т.М.Ванкевича. Думаю многих кто сталкивается с проектированием железобетонных конструкций эта статья, а особенно приведенный в ней опыт проектирования, будет очень интересен и полезен. Прошу прощения за не лучшее качество изображений.
Размещение рабочих швов
В несущих элементах, т.е. в балках перекрытия, прогонах, плитах покрытия, железобетонных рамах и подобных конструкциях, которые нельзя бетонировать за один цикл, необходимо стремиться к устройству рабочих швов в местах минимальных срезывающих сил и моментов. Поскольку положение положение минимальных моментов не тождественно, положению минимальных срезывающих сил, этот вопрос решается самостоятельно в каждом конкретном случае.
Конструктивные принципы:
— в простых плитах небольших пролетов и малой толщины размещение рабочего шва устанавливается произвольно;
— в конструкциях больших размеров, перекрывающих большие пролеты, рабочие швы рекомендуется устанавливать в тех местах, которые указаны в нижеприведенных примерах и подтверждены многолетними испытаниями.
Рабочий шов монолитного ребристого железобетонного перекрытия, размещенный параллельно несущим балкам, показан на рис 233. Шов размещен в зонах нулевых моментов. Если плита и балка образуют вместе тавровое сечение, бетонировать следует одновременно.
На рис. 234 изображено размещение рабочих швов в балочных перекрытиях. Рабочий шов должен быть размещен вблизи несущего прогона на расстоянии, равном половине ширины плиты, т.е. около 1/4 — 1/5 пролета балки. Шов должен быть наклонен, как показано на рисунке.
Рабочие швы в прогонах следует устраивать так же, как в несущих железобетонных балках. Поскольку рабочий шов следует располагать ближе к центру прогона, он должен быть расположен так, чтобы плита с поперечными балками уложенными на прогонах, образовывала тавровое сечение (рис. 235). Шов должен быть криволинейным.
Рабочий шов в прогонах может иметь также форму фальца (как видно на рис. 236).
Поскольку рабочий шов необходимо разместить в месте опирания прогона (рис. 237), угол наклона шва должен быть около 600. В противном случае грань в точке А может быть повреждена. Шов должен заходить частично за грань опирания колонны. Если прогоны и балки бетонируются одновременно с плитами перекрытия, необходимо обеспечить полное сопряжение балок и прогонов с плитами достаточным количеством арматурных скоб, надежно заанкеренных в балках и плитах.
Рабочие швы, размещенные в вертикальных конструкциях, например колоннах, следует бетонировать по направлению к нижней грани прогонов (а-а).размещение рабочего шва в плоскости (б-б) ошибочно, поскольку может произойти отделение разгона от прогона. Для вертикальных конструкций важно, чтобы опоры были соединены арматурой с достаточной анкеровкой (рис.239).
В арочных рамных конструкциях рабочие швы размещают вблизи сопряжения колонны и ригеля (рис. 240).
Рабочий шов в сечении а-а удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к нему. В рамах с бетонной затяжкой шов ни в коем случае нельзя располагать горизонтально, т.е. в направлении затяжки (рис. 241, а). Правильное размещение и устройство шва изображено на рис. 241,б. Шов следует расположить перпендикулярно к оси арки.
Источник:Т.М.Ванкевич «Деформационные швы в конструкциях и наземных зданиях.»М.1978г.