В сметной стоимости строительно-монтажных работ затраты на материалы определяются по цене франко-приобъектный склад, которая включает следующие составляющие:
• отпускную цену;
• стоимость тары, упаковки и реквизита;
• снабженческо-сбытовые наценки, комиссионное вознаграждение брокерам, таможенные пошлины и сборы;
• транспортные расходы;
• заготовительно-складские расходы.
Порядок формирования сметных цен на материалы в нормативной базе 2001 г. установлен МДС 81—2.99. Он предусматривает разработку сметных цен: федеральных, территориальных и отраслевых, — в составе:
Часть 1. Материалы для общестроительных работ.
Часть П. Строительные конструкции и изделия.
Часть III. Материалы и изделия для санитарно-технических работ.
Часть IV. Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы.
Часть V. Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ.
Ресурсы, включаемые в сборники, имеют коды ОКП и отраслевой. Отраслевой код состоит из семи цифр, например, 102—0026, где первая цифра означает номер части (1—5); две следующие— номер раздела в части; четыре последние— порядковый номер материала.
Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции составлен для Московской области в базисных ценах на 01.01.2000 г. (табл. 4.7). Транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, приняты в размере 13% от оптовой цены.
Территориальные сборники разрабатываются с учетом конкретных условий производства и поставки материалов в соответствующих административно-территориальных районах. С этой целью собирается и обрабатывается огромный объем информации об отпускных ценах основных изготовителей и поставщиков материалов, наценках снабженческих организаций, транспортных расходах и транспортных схемах перевозки материалов и конструкций.
Транспортная составляющая может быть определена двумя методами:
• фиксированным процентом к усредненным отпускным ценам материалов, основанным на статистических и бухгалтерских данных строительных организаций;
• путем расчетов на основе фактически сложившихся в районе территориальных схем поставки соответствующих видов (групп) материалов.
Наряду с разработкой базисных цен в регионах рекомендуется отслеживать и постоянно обновлять (не реже одного раза в квартал) текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции.
В качестве примера территориальных сметных цен на материалы может быть рассмотрен издаваемый в Санкт-Петербурге «Сборник средних сметных цен на основные ресурсы в Российской Федерации». При подготовке территориального сборника был принят подход, значительно упрощающий методику определения сметных цен на материалы.
Подрядные и другие организации приобретают основные строительные материалы либо у заводов-изготовителей, расположенных в регионах, либо у региональных снабженческо-сбытовых организаций, которые в свои отпускные цены на поставляемую продукцию включают затраты по доставке материалов до собственных баз и снабженческо-сбытовые наценки. Как правило, доставка материалов до приобъектного склада на строительной площадке от заводов-изготовителей или оптовых баз снабженческих организаций осуществляется автомобильным транспортом. В этом случае сметные цены материалов, изделий и конструкций (Цсм) определяются по формуле:
где
Цпост— отпускная цена (оптовая или розничная) поставщика (завода или снабженческо-сбытовой организации) на материалы, изделия или конструкции;
Зтар — затраты на тару, упаковку, реквизит (если они не учтены в отпускной цене);
Зтр — транспортные расходы при перевозке материалов автомобильным транспортом на средние по городу расстояния, обоснованные при разработке сметных цен (в пределах от 21км— бетоны, до 121км — известняковые плиты; в среднем 20—30 км);
Кзс— коэффициент, учитывающий заготовительно-складские расходы, предельные размеры которых установлены в МДС 81-2.99; для строительных материалов и изделий — 2%, металлических конструкций— 0,75%, оборудования— 1,2%. Соответственно Кзс равен 1,02; 1,0075; 1,012.
При расчете средних сметных цен, как правило, учтена перевозка материалов на среднее расстояние от ближайшей станции железной дороги (порта, пристани), открытой для грузовых операций, или складов (баз) предприятий-изготовителей, предприятий комплектные поставки и комплектации материалов до приобъектного склада. Для строек, находящихся на расстоянии свыше 30 км от ближайшей станции железной дороги (порта, пристани), складов (баз), предприятий комплектные поставки и комплектации в целях упрощения расчетов можно рекомендовать следующие поправочные коэффициенты к сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Затраты на тару, упаковку, реквизит в сметных ценах материалов принимаются на основании данных о фактических затратах или по сметным ценам на материалы, изделия и конструкции.
При расчете транспортных расходов учитываются только автомобильные перевозки, стоимость погрузочных работ, как правило, учтены в отпускной цене материалов, а разгрузка — в единичных расценках на строительные и ремонтно-строительные работы.
Транспортные расходы определяются по сметным ценам на перевозки.
В соответствии с указаниями МДС 81—2.99 разрабатываются территориальные и отраслевые сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства. Предполагалось, что они будут содержать сметные цены на услуги, связанные с железнодорожными, автомобильными, речными (морскими), тракторными перевозками. Однако эта задача в современных условиях оказалась невыполнимой (для большинства регионов). Например, в Санкт-Петербурге разработаны сметные цены только на автомобильные перевозки и погрузо-разгрузочные работы при них. Они представлены в составе сборника средних сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации, раздел II. Сметные цены установлены для условий перевозки бортовыми автомобилями и автомобилями-самосвалами независимо от грузоподъемности транспортных средств и класса дорог, по которым осуществляется движение. Сметные цены на автомобильные перевозки зависят от класса груза, который определяется степенью использования грузоподъемности транспортных средств (табл. 4.11)
Примечание: По грузам, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности ниже 0,40 при полной загрузке автомобиля с применением наращенных бортов, провозная плата определяется делением тарифа, устанавливаемого для 1-го класса груза на фактический коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.
Сметные цены на автомобильные перевозки установлены на 1 т груза в базисных ценах (на 01.01.2000 г.) и текущих ценах (с ежемесячным обновлением) и сформированы в виде четырех компактных таблиц.
1. Перевозка бетонных и железобетонных изделий, стеновых и перегородочных материалов (кирпич, блоки, камни, плиты, панели), лесоматериалов круглых и пиломатериалов (1 и 2 классы грузов).
2. Перевозка строительных грузов (кроме массовых навалочных, перевозимых автомобилями-самосвалами, а также изделий и материалов, перечисленных в п. 1) (1-4 классы грузов).
3. Перевозка грузов автомобилями-самосвалами, работающими вне карьеров (1—4 классы грузов).
4. Перевозка грузов автомобилями-самосвалами в карьерах (1 класс груза).
Провозная плата за перевозки грузов в специализированном подвижном составе, а также крупногабаритных строительных грузов исчисляется с учетом надбавок.
Провозная плата учитывает затраты, связанные с простоем автомобиля под погрузкой и выгрузкой, а также порожний пробег автомобиля от автотранспортного предприятия до мест погрузки, между пунктами разгрузки и погрузки и от места последней разгрузки до автотранспортного предприятия.
При направлении автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания дополнительно оплачивается пробег автомобиля от автотранспортного предприятия до пункта назначения и в обратном направлении.
В провозной плате не учтена стоимость погрузо-разгрузочных работ за исключением выгрузки из кузова автомобилей-самосвалов. При необходимости учета затрат на погрузо-разгрузочные работы (при перевалках грузов) стоимость их может быть определена по территориальным сметным ценам.
Калькуляция транспортных расходов составляется по типовой форме № 10, приведенной в МДС 81-2.99, прил. 10. Поскольку виды перевозки ограничиваются автотранспортом, состав исходных данных упрощается.
Для составления сметной документации и расчетов за выполненные строительные работы рекомендуется применять следующие виды цен на материалы, изделия и конструкции:
• фактические текущие сметные цены, определяемые по условиям поставки (комплектации) объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета (на этапе расчетов за выполненные работы);
• средние территориальные текущие сметные цены, формируемые Региональными центрами по ценообразованию в строительстве (для объектов бюджетного финансирования и при составлении смет на этапе проектирования);
• базисные цены, принимаемые по федеральным, территориальным и отраслевым сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции с соответствующей индексацией на момент составления сметной документации (при отсутствии данных о текущих сметных ценах на материальные ресурсы.
При необходимости определения сметной стоимости материалов для конкретного проекта или строительной организации составляется калькуляция по форме 9 (МДС 81—2.99, прил. 5), в которой содержатся исходные данные и рассчитываются элементы сметной стоимости материалов франко-приобъектный склад.
Отпускная цена принимается по данным поставщика, при их отсутствии — по справочникам, каталогам рыночных цен на строительные материалы и изделия. При этом следует определить вид франко отпускной цены. Вид франко показывает, до какого пункта учтены в цене расходы по доставке груза. По этому признаку различают цены: франко-транспортные средства на территории завода-изготовителя (с погрузкой на заводе), франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция назначения. В зависимости от вида франко определяют транспортную схему доставки материалов до объекта.
Стоимость тары учитывается в калькуляции в тех случаях, когда при перевозке требуется затаривание, а отпускные цены этого не учитывают. В примере затраты на тару приняты условно по сметным ценам для Санкт-Петербурга.
Транспортные расходы принимаются по калькуляции транспортных расходов (на 1 т) и умножаются на массу брутто единицы измерения материалов или изделий.
Заготовительно-складские расходы рассчитываются по установленным нормам в процентах от стоимости материалов на приобъектном складе.
• внешнеторговую (контрактную) цену, включая расходы по доставке до границы России, в валюте, пересчитанную в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
• таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление и др.;
• прочие расходы: транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы на реализацию.
• налог на добавленную стоимость НДС. В сметах стоимость материалов учитывается без НДС, так как НДС начисляется на сметную стоимость строительства (строительно-монтажных работ).
Отпускные цены на изделия и материалы собственного производства (на подсобных предприятиях) определяются по калькуляциям расчетных цен на промышленную продукцию.
Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, асфальтобетонные смеси и др.), изготавливаемые в построечных условиях, также определяются по калькуляциям. При этом накладные расходы и прибыль рекомендуется исчислять в процентах от средств на оплату труда рабочих по индивидуальным нормам. Норма накладных расходов может быть принята в соответствии с МДС 81-33.2004 в размере 66%.
Сметные цены на материалы и перевозки в ценах 1984 и 1991 годов
При определении сметных цен материалы, изделия и конструкции подразделялись на привозные и местные. К привозным относились материалы, производимые на предприятиях межрайонного значения, которые доставляли в места назначения обычно железнодорожным (водным) транспортом: цемент, лесные материалы, металлические изделия и конструкции, стекло, материалы и изделия для санитарно-технических, электротехнических и монтажных работ и др. Общий перечень их включал около 20 тыс. наименований. Для привозных материалов были установлены сметные цены франко-строительная площадка, дифференцированные по территориальным районам (по некоторым материалам — подрайонам).
К местным материалам относили бетонные и железобетонные изделия, кирпич и блоки, нерудные строительные материалы, бетоны и растворы. Для этих материалов действовали зональные сметные цены, привязанные к конкретным условиям строительства в регионах.
Система сметных цен на материалы и на перевозки грузов для строительства представлены в СНиП IV—4—84 и СНиП 4—04.91 (приложения). Сборник средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции состоит из пяти частей: Часть I. Строительные материалы. Часть II. Строительные конструкции и детали. Часть III. Материалы и изделия для санитарно-технических работ. Часть IV. Местные материалы (приведены отпускные цены
франко-транспортные средства или франко-станция отправления) по административно-территориальным районам, которые затем привязывались к местным условиям. Часть V. Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ.
Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства содержит показатели стоимости на автомобильные, тракторные, железнодорожные и речные перевозки по всей территории страны; затраты на погрузо-разгрузочные работы, на тару, упаковку, реквизит и включает две части:
Часть I. Железнодорожные и автомобильные перевозки;
Часть II. Речные перевозки.
Барановская Н.И.
"Основы сметного дела в строительстве"