Сметные цены на материалы, изделия и конструкции

В сметной стоимости строительно-монтажных работ затраты на материалы определяются по цене франко-приобъектный склад, кото­рая включает следующие составляющие:

• отпускную цену;

• стоимость тары, упаковки и реквизита;

• снабженческо-сбытовые наценки, комиссионное вознаграждение брокерам, таможенные пошлины и сборы;

• транспортные расходы;

• заготовительно-складские расходы.

Порядок формирования сметных цен на материалы в нормативной базе 2001 г. установлен МДС 81—2.99. Он предусматривает разработку сметных цен: федеральных, территориальных и отраслевых, — в составе:

Часть 1. Материалы для общестроительных работ.

Часть П. Строительные конструкции и изделия.

Часть III. Материалы и изделия для санитарно-технических работ.

Часть IV. Бетонные, железобетонные и керамические изделия. Нерудные материалы. Товарные бетоны и растворы.

Часть V. Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ.

Ресурсы, включаемые в сборники, имеют коды ОКП и отраслевой. Отраслевой код состоит из семи цифр, например, 102—0026, где первая цифра означает номер части (1—5); две следующие— номер раздела в части; четыре последние— порядковый номер материала.

Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и кон­струкции составлен для Московской области в базисных ценах на 01.01.2000 г. (табл. 4.7). Транспортные расходы, включая заготовитель­но-складские расходы, приняты в размере 13% от оптовой цены.

Территориальные сборники разрабатываются с учетом конкретных условий производства и поставки материалов в соответствующих адми­нистративно-территориальных районах. С этой целью собирается и об­рабатывается огромный объем информации об отпускных ценах основ­ных изготовителей и поставщиков материалов, наценках снабженчес­ких организаций, транспортных расходах и транспортных схемах перевозки материалов и конструкций.

Транспортная составляющая может быть определена двумя методами:

• фиксированным процентом к усредненным отпускным ценам материалов, основанным на статистических и бухгалтерских дан­ных строительных организаций;

• путем расчетов на основе фактически сложившихся в районе территориальных схем поставки соответствующих видов (групп) материалов.

Наряду с разработкой базисных цен в регионах рекомендуется от­слеживать и постоянно обновлять (не реже одного раза в квартал) те­кущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции.

В качестве примера территориальных сметных цен на материалы может быть рассмотрен издаваемый в Санкт-Петербурге «Сборник сред­них сметных цен на основные ресурсы в Российской Федерации». При подготовке территориального сборника был принят подход, значительно упрощающий методику определения сметных цен на материалы.

Подрядные и другие организации приобретают основные строитель­ные материалы либо у заводов-изготовителей, расположенных в регионах, либо у региональных снабженческо-сбытовых организаций, которые в свои отпускные цены на поставляемую продукцию включают затраты по дос­тавке материалов до собственных баз и снабженческо-сбытовые наценки. Как правило, доставка материалов до приобъектного склада на строительной площадке от заводов-изготовителей или оптовых баз снаб­женческих организаций осуществляется автомобильным транспортом. В этом случае сметные цены материалов, изделий и конструкций (Цсм) определяются по формуле:

clip_image002

где

Цпост отпускная цена (оптовая или розничная) поставщика (завода или снабженческо-сбытовой организации) на материалы, изделия или конструкции;

Зтар — затраты на тару, упаковку, реквизит (если они не учтены в от­пускной цене);

Зтр — транспортные расходы при перевозке материалов автомобиль­ным транспортом на средние по городу расстояния, обоснованные при разработке сметных цен (в пределах от 21км— бетоны, до 121км — известняковые плиты; в среднем 20—30 км);

Кзс— коэффициент, учитывающий заготовительно-складские рас­ходы, предельные размеры которых установлены в МДС 81-2.99; для строительных материалов и изделий — 2%, металлических конструк­ций— 0,75%, оборудования— 1,2%. Соответственно Кзс равен 1,02; 1,0075; 1,012.

При расчете средних сметных цен, как правило, учтена перевозка материалов на среднее расстояние от ближайшей станции железной до­роги (порта, пристани), открытой для грузовых операций, или складов (баз) предприятий-изготовителей, предприятий комплектные поставки и комплектации материалов до приобъектного склада. Для строек, находя­щихся на расстоянии свыше 30 км от ближайшей станции железной дороги (порта, пристани), складов (баз), предприятий комплектные по­ставки и комплектации в целях упрощения расчетов можно рекомендо­вать следующие поправочные коэффициенты к сметной стоимости стро­ительно-монтажных работ.

Затраты на тару, упаковку, реквизит в сметных ценах материалов принимаются на основании данных о фактических затратах или по сметным ценам на материалы, изделия и конструкции.

При расчете транспортных расходов учитываются только автомо­бильные перевозки, стоимость погрузочных работ, как правило, учтены в отпускной цене материалов, а разгрузка — в единичных расценках на строительные и ремонтно-строительные работы.

Транспортные расходы определяются по сметным ценам на пере­возки.

В соответствии с указаниями МДС 81—2.99 разрабатываются тер­риториальные и отраслевые сборники сметных цен на перевозку грузов для строительства. Предполагалось, что они будут содержать сметные цены на услуги, связанные с железнодорожными, автомобильными, речными (морскими), тракторными перевозками. Однако эта задача в современных условиях оказалась невыполнимой (для большинства ре­гионов). Например, в Санкт-Петербурге разработаны сметные цены только на автомобильные перевозки и погрузо-разгрузочные работы при них. Они представлены в составе сборника средних сметных цен на основные строительные ресурсы в Российской Федерации, раздел II. Сметные цены установлены для условий перевозки бортовыми автомо­билями и автомобилями-самосвалами независимо от грузоподъемности транспортных средств и класса дорог, по которым осуществляется дви­жение. Сметные цены на автомобильные перевозки зависят от класса груза, который определяется степенью использования грузоподъемнос­ти транспортных средств (табл. 4.11)

clip_image004

Примечание: По грузам, обеспечивающим коэффициент использования грузоподъемности ниже 0,40 при полной загрузке автомобиля с приме­нением наращенных бортов, провозная плата определяется делением та­рифа, устанавливаемого для 1-го класса груза на фактический коэффи­циент использования грузоподъемности автомобиля.

Сметные цены на автомобильные перевозки установлены на 1 т гру­за в базисных ценах (на 01.01.2000 г.) и текущих ценах (с ежемесячным обновлением) и сформированы в виде четырех компактных таблиц.

1. Перевозка бетонных и железобетонных изделий, стеновых и пе­регородочных материалов (кирпич, блоки, камни, плиты, панели), ле­соматериалов круглых и пиломатериалов (1 и 2 классы грузов).

2. Перевозка строительных грузов (кроме массовых навалочных, перевозимых автомобилями-самосвалами, а также изделий и материа­лов, перечисленных в п. 1) (1-4 классы грузов).

3. Перевозка грузов автомобилями-самосвалами, работающими вне карьеров (1—4 классы грузов).

4. Перевозка грузов автомобилями-самосвалами в карьерах (1 класс груза).

Провозная плата за перевозки грузов в специализированном под­вижном составе, а также крупногабаритных строительных грузов ис­числяется с учетом надбавок.

Провозная плата учитывает затраты, связанные с простоем автомо­биля под погрузкой и выгрузкой, а также порожний пробег автомобиля от автотранспортного предприятия до мест погрузки, между пунктами разгрузки и погрузки и от места последней разгрузки до автотранспорт­ного предприятия.

При направлении автомобилей для работы вне места их постоян­ного пребывания дополнительно оплачивается пробег автомобиля от автотранспортного предприятия до пункта назначения и в обратном направлении.

В провозной плате не учтена стоимость погрузо-разгрузочных ра­бот за исключением выгрузки из кузова автомобилей-самосвалов. При необходимости учета затрат на погрузо-разгрузочные работы (при пере­валках грузов) стоимость их может быть определена по территориаль­ным сметным ценам.

Калькуляция транспортных расходов составляется по типовой фор­ме № 10, приведенной в МДС 81-2.99, прил. 10. Поскольку виды пере­возки ограничиваются автотранспортом, состав исходных данных упро­щается.

Для составления сметной документации и расчетов за выполнен­ные строительные работы рекомендуется применять следующие виды цен на материалы, изделия и конструкции:

• фактические текущие сметные цены, определяемые по условиям поставки (комплектации) объектов строительства на основании данных бухгалтерского, складского и производственного учета (на этапе расчетов за выполненные работы);

• средние территориальные текущие сметные цены, формируемые Региональными центрами по ценообразованию в строительстве (для объектов бюджетного финансирования и при составлении смет на этапе проектирования);

• базисные цены, принимаемые по федеральным, территориальным и отраслевым сборникам сметных цен на материалы, изделия и конструкции с соответствующей индексацией на момент состав­ления сметной документации (при отсутствии данных о текущих сметных ценах на материальные ресурсы.

При необходимости определения сметной стоимости материалов для конкретного проекта или строительной организации составляется каль­куляция по форме 9 (МДС 81—2.99, прил. 5), в которой содержатся исходные данные и рассчитываются элементы сметной стоимости ма­териалов франко-приобъектный склад.

Отпускная цена принимается по данным поставщика, при их отсут­ствии — по справочникам, каталогам рыночных цен на строительные материалы и изделия. При этом следует определить вид франко отпуск­ной цены. Вид франко показывает, до какого пункта учтены в цене расходы по доставке груза. По этому признаку различают цены: франко-транспортные средства на территории завода-изготовителя (с погрузкой на заводе), франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция назначения. В зависимости от вида франко определяют транспортную схему доставки материалов до объекта.

Стоимость тары учитывается в калькуляции в тех случаях, когда при перевозке требуется затаривание, а отпускные цены этого не учи­тывают. В примере затраты на тару приняты условно по сметным це­нам для Санкт-Петербурга.

Транспортные расходы принимаются по калькуляции транспортных расходов (на 1 т) и умножаются на массу брутто единицы измерения материалов или изделий.

Заготовительно-складские расходы рассчитываются по установлен­ным нормам в процентах от стоимости материалов на приобъектном складе.

• внешнеторговую (контрактную) цену, включая расходы по дос­тавке до границы России, в валюте, пересчитанную в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующе­му на дату принятия грузовой таможенной декларации к тамо­женному оформлению;

• таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сбо­ров за таможенное оформление и др.;

• прочие расходы: транспортные расходы, страховые платежи, рас­ходы по хранению, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы на реализацию.

• налог на добавленную стоимость НДС. В сметах стоимость мате­риалов учитывается без НДС, так как НДС начисляется на смет­ную стоимость строительства (строительно-монтажных работ).

Отпускные цены на изделия и материалы собственного производ­ства (на подсобных предприятиях) определяются по калькуляциям рас­четных цен на промышленную продукцию.

Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, асфальтобетонные смеси и др.), изготавливаемые в построеч­ных условиях, также определяются по калькуляциям. При этом наклад­ные расходы и прибыль рекомендуется исчислять в процентах от средств на оплату труда рабочих по индивидуальным нормам. Норма наклад­ных расходов может быть принята в соответствии с МДС 81-33.2004 в размере 66%.

Сметные цены на материалы и перевозки в ценах 1984 и 1991 годов

При определении сметных цен материалы, изделия и конструк­ции подразделялись на привозные и местные. К привозным относи­лись материалы, производимые на предприятиях межрайонного значе­ния, которые доставляли в места назначения обычно железнодорож­ным (водным) транспортом: цемент, лесные материалы, металлические изделия и конструкции, стекло, материалы и изделия для санитарно-технических, электротехнических и монтажных работ и др. Общий перечень их включал около 20 тыс. наименований. Для привозных материалов были установлены сметные цены франко-строительная пло­щадка, дифференцированные по территориальным районам (по неко­торым материалам — подрайонам).

К местным материалам относили бетонные и железобетонные из­делия, кирпич и блоки, нерудные строительные материалы, бетоны и растворы. Для этих материалов действовали зональные сметные цены, привязанные к конкретным условиям строительства в регионах.

Система сметных цен на материалы и на перевозки грузов для строительства представлены в СНиП IV—4—84 и СНиП 4—04.91 (при­ложения). Сборник средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции состоит из пяти частей: Часть I. Строительные материалы. Часть II. Строительные конструкции и детали. Часть III. Материалы и изделия для санитарно-технических работ. Часть IV. Местные материалы (приведены отпускные цены

франко-транспортные средства или франко-станция отправления) по административно-территориальным районам, которые затем привязывались к местным условиям. Часть V. Материалы, изделия и конструкции для монтажных и специальных строительных работ.

Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства содержит показатели стоимости на автомобильные, тракторные, же­лезнодорожные и речные перевозки по всей территории страны; за­траты на погрузо-разгрузочные работы, на тару, упаковку, реквизит и включает две части:

Часть I. Железнодорожные и автомобильные перевозки;

Часть II. Речные перевозки.

Барановская Н.И.
"Основы сметного дела в строительстве"

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Spam Protection by WP-SpamFree